Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre). Экзистенциализм
Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж - 15 апреля 1980, там же) - французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист. Был общественным деятелем, участником революции во Франции 1968 г. (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы -многочисленных демократических движений и организаций. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались. Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» («Les Temps modernes»). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного совета мира.
Почитать
Мои сочинения неудачны. Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я
этого хотел. Думаю, будущее опровергнет многие мои суждения;
надеюсь, некоторые из них выдержат испытание, но во всяком случае
История не спеша движется к пониманию человека человеком...
Философия Ж. П. Сартра
Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre) является основным представителем того варианта французского экзистенциализма, который часто называют радикальным атеистическим.
Главный философский труд Сартра - его докторская диссертация
"БЫТИЕ И НИЧТО" (1943г.), представляющий собой, по определению автора, "опыт феноменологической онтологии".
Онтология Сартра строится на противопоставлении двух основных категорий, равнозначных "Я" и "не-Я".
Категория "бытие - в - себе" занимает существенное место в онтологии Сартра и равнозначна "не-Я".
"Бытие-в-себе" контрастирует в онтологии Сартра с
"БЫТИЕМ-ДЛЯ-СЕБЯ". В-себе-бытие есть абсолютная пассивность. "Было бы лишено всякого смысла спрашивать, - пишет Сартр, - каким было бытие до появления "для-себя".
Эти две категории, две полярности у Сартра отнюдь не равнозначны. Бытие-в-себе остается в системе темным фоном, на котором существует и действует одно лишь для-себя-бытие, единственный источник качественного многообразия и носитель жизни и движения.
Для философии Сартра, как и экзистенциализма вообще, характерен отказ от традиционного, рационалистического понимания соотношения сущности и существования. Основная идея экзистенциализма - существование предшествует сущности - выражена Сартром, в частности, следующим образом: "Сознание есть бытие, существование которого полагает сущность".
Читать далее...