Полная женщина как идеал женской красоты... |
О, сколько художников поклонялось ей...
Если вы считаете, что живописали красивые полные женские тела сексуально озабоченные художники, то ошибаетесь: это были, в первую очередь, философы и поэты красоты.
А женщина в искусстве – это наиболее полное воплощение эстетических норм и идеалов, символ сокровенного – и через эту символику художники веками доносили до общества не только образы, но и – что удивительней всего! – идеи.
Возьмем такую, казалось бы, абстрактную и вдохновляющую идею, как свобода. Именно она выражена в символической картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах») – в образе гордой и замечательной в порыве женщины, символе восставшей Франции.
Эжена Делакруа, картина «Свобода, ведущая народ» (1830 г.).
А как художник мог иначе, чем через образ отважной босой женщины, символизирующей решимость идти на врага, потрясти идеей свободы общество и тысячи людей? (Замечу в скобках, что и статуя Свободы в США воплощена в женском образе).
Если окинуть взглядом прошедшие века, то нетрудно разглядеть вековой идеал женской красоты на протяжении тысячелетия: это вовсе не худышки в стиле модельных журналов, а здоровая и красивая женщина в полном, налитом природной силой теле.
Недаром Огюст Ренуар – истинный ценитель женской красоты – всю жизнь писал и выписывал полнотелых красавиц – и всё не мог утолить этой жажды совершенного женского образа.
Я как-то подзабыл название той его картины «Обнаженная» (1876 год), которая всегда меня покоряла нежностью взгляда и обаянием спокойной души женщины. И, начав рыться в энциклопедиях, был просто потрясен количеством полнотелых ренуаровских купальщиц, нимф, красавиц, женщин и девушек в позах богинь, красивых тел в бытовых и романтических интерьерах.
Пьер Огюст Ренуар. "Сидящая купальщица" (ок. 1883-1884). Холст, масло. Художественный музей Фогга, Гарвардский университет.
Это потом пришли в искусство «худышки» и «вешалки» – модельный бизнес с помощью денег навязал обществу идеал худощаво-стройных женщин-моделей, с поднятыми, а не покатыми плечами – на которых так хорошо смотрится одежда модных модельеров, когда «живые вешалки» одна за другой меняются на подиуме.
А до модельного бизнеса, до хлынувших потом в искусство в XIX и XX веке «детей порока» – изнеможённых ночной жизнью дев с тенями под глазами, морфинисток, кокоток, девочек-лолит с неразвитыми грудями, – до этого в искусстве торжествовал здоровый взгляд на полнотелую и зрелую красавицу как идеал жизнеутверждающего начала.
Рафаэль Санти.Картина «Донна Велата» (ок. 1512-1515 гг.). Палатинская галерея Палаццо Питти во Флоренции. Взято с h
Именно его несли в жизнь выдающиеся живописцы. И именно его всегда воплощала в себе их «идеальная модель» – женщина, которой природой дано любить, рожать и продолжать род человека на земле.
Художник Рембрандт. Картина "Даная" (1636—1647 гг.).Холст, масло.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В этом отношении интересны мысли из диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1853 г.) русского писателя и философа Н.Г. Чернышевского, в которой он сравнивает идеал красоты сельской женщины у простого народа (поселянина) и «увлечение бледною, болезненною красотою» в светском обществе:
Не эту ли гармонию и равновесие спокойной женской натуры искали в своих выдающихся живописных полотнах такие мастера кисти, как Рубенс, Тициан, Рафаэль, Рембрант, Энгр, Кустодиев? – такие имена мы можем перечислять и перечислять.
Питер Пауль Рубенс. "Венера перед зеркалом". Масло на панели (между 1614 и 1615 годами). Liechtenstein Museum (США).
Жан Энгр. Картина «Большая одалиска» (фрагмент). 1814 год. Лувр. Париж.
Как тут не вспомнить декадентские «изломы», «измы», образы упадка, трагизмы бытия и сознания - да и просто талантливые картины, отразившие эту угловатость женских тел (например, сравните с живописью пышных форм картину Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн»).
Валентин Серов, "Портрет Иды Рубинштейн" (1910 г.)
Н. Г. Чернышевский писал и про этот «другой» светский идеал, считая его «признаком искусственной испорченности вкуса»:
Если мы посмотрим на известные картины, классику живописи, то там отражен именно этот здоровый идеал полнотелой красавицы, который присутствует даже в аллегорических сюжетах.
Мартен де Вос. Фрагмент картины "Похищение Европы" (1580 г.). Музей Гуггенхайма (Бильбао).
Классическая живопись, как зеркало, отразила эту красоту, жившую в поколениях людей, – когда тип зрелой и здоровой женской натуры интуитивно воспринимался как необходимый для выживания в годы бед, неурожая и тяжелых испытаний, коих было немало.
В русской живописи примером такой жизнеутверждающей силы жизни являются кустодиевские красавицы - пышущие здоровьем, круглостью лица и телом купчихи и обычные женщины. Художника Бориса Кустодиева не зря назвали Русским Ренуаром - достаточно взглянуть на его золотоволосую «Русскую Венеру», само воплощение народного идеала женской красоты, или другие художественные полотна.
Б. Кустодиев. Картина «Купчиха за чаем» (1918). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Наверное, те, кто веками исповедовал этот идеал красоты и ваял, создавал в прошлом такие образы, были не глупее нас с вами, современных людей. И шутливая поговорка «95% мужчин любят полных женщин, а оставшиеся 5% - очень полных» родилась не на пустом месте, а имеет под собой почву. И очень прочную.
Рубрики: | искусство женская красота живопись MISTER_MIGELL |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |