-Интересы

любознательный и позитивный человек.

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2009
Записей: 21446
Комментариев: 383179
Написано: 448746


Мессалину называли "Императорской блудницей", самой коварной и распутной женщиной в Риме

Вторник, 28 Мая 2024 г. 08:08 + в цитатник

Интимная жизнь Мессалины порождала многочисленные осуждающие байки среди римлян, однако их настоящее беспокойство и страх вызывало ее стремление к власти.

Мессалину называли "Императорской блудницей"

3085196_20240527_095801 (700x385, 446Kb)

Произведения искусства, такие как скульптура Эжена Брюне 1884 года, часто подчеркивают дурную славу Мессалины как чувственной женщины с необузданным сексуальным аппетитом

Императрица Мессалина, была третьей супругой императора Клавдия, и прославилась как одна из самых беспощадных правительниц Римской империи. В современных представлениях она олицетворяет изображение женщины с необузданным сексуальным влечением, получившей прозвище "императрица-нимфоманка". Ее имя стало синонимом безудержного и беспринципного поведения. В знаменитом произведении Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" Мессалина появляется в роли одной из гостей шабаша, а Шарлотта Бронте в романе "Джейн Эйр" сравнивает безумную супругу героя с Мессалиной и мифическим немецким вампиром. Мессалина оставила после себя репутацию самой скандальной женщины в Риме, пренебрегавшей общепринятыми нормами и правилами.

Благородный союз

В 38 году нашей эры Валерия Мессалина стала женой Тиберия Клавдия Нерона Германика, будучи не старше восемнадцати лет. Клавдий, тогда 47-летний мужчина, дважды разведенный и отец двоих детей, был ее дальним родственником по линии сестры Октавиана Августа.

Брак с Мессалиной был для Клавдия большой честью, учитывая ее высокое положение в обществе, которое значительно превосходило статус его предыдущих жен. К тому же поддержка со стороны новоиспеченного императора Калигулы укрепляла его позиции в плане наследования трона.

3085196_20240527_095814 (700x683, 897Kb)

Римская камея, 1-3 века н.э. Клавдий и его молодая жена Мессалина

Мессалина, в свою очередь, рассматривала брак как нечто второстепенное. Ее супруг, несмотря на свое благородное происхождение, был изгоем в своей собственной семье: его мать называла его уродом, дед Август запрещал появляться на публике вместе с другими членами семьи, а дядя Тиберий исключил его из числа государственных служащих. Клавдий, как никто другой, ощутил на себе неприязнь общества к людям с физическими недостатками. Его родственники пользовались привилегиями и заключали выгодные браки, в то время как он сам не пользовался особым уважением, и его благородная родословная мало что давала Мессалине.

3085196_20240527_095827 (700x394, 640Kb)

Голландский художник Лоуренс Альма-Тадема воссоздает момент, когда Клавдия находят за занавесом и провозглашают императором после смерти Калигулы

Вскоре после свадьбы у пары родились двое детей, и Клавдий совершенно неожиданно взошел на престол. После убийства Калигулы в 41 году Клавдий спрятался в военном лагере и в течение двух дней вел переговоры с Сенатом о своем признании новым правителем.

Муж Мессалины, до этого не подававший больших надежд, внезапно оправдал их, оказавшись на троне. Мессалина, которой едва исполнилось двадцать лет, с энтузиазмом вступила в роль императрицы. Вскоре после восхождения Клавдия на трон, она вошла в историю как первая женщина, родившая императору наследника.

Интересный факт

3085196_20240527_095841 (508x700, 583Kb)

Мессалина со своим сыном Британиком в виде римской статуи около 50 года нашей эры

Династия Юлиев заслужила глубокое почтение среди жителей Рима, которые воспринимали её как наследников знаменитого Юлия Цезаря (император Август, будучи его дальним родственником и усыновленным сыном, продолжал эту линию). Родословная играла решающую роль в союзе Клавдия и Мессалины. Несмотря на существенную разницу в возрасте, которая составляла три десятилетия, и явную несовместимость характеров, эти факторы были проигнорированы ввиду благородства их происхождения. Их союз укрепил одну из наиболее непрерывных связей с императорским кланом Юлиев-Клавдиев, ведь Мессалина была прямой потомком Октавии, сестры Августа. Также к этой ветви принадлежали Тиберий, Калигула и Клавдий, которые происходили от Ливии, третьей супруги Августа, и также входили в род Клавдиев.

Репутация Мессалины

Доступные сегодня сведения о взаимоотношениях императора Клавдия и его супруги Мессалины берут своё начало из трудов историков I–II веков нашей эры – Тацита и Светония. Эти авторы занялись описанием их жизни спустя годы после смерти Мессалины, в эпоху, когда происходило критическое переосмысление деяний первых римских императоров. В своём труде «Жизнь двенадцати цезарей» Светоний уделил этой паре лишь скупые и невыразительные строки. В то время как Тацит уделил больше внимания их истории.

3085196_20240527_095852 (296x487, 358Kb)

Страница "Анналов Тацита" из иллюстрированной рукописи 16 века

Ранние годы Мессалины в роли жены Клавдия и императрицы не получили подробного освещения в их трудах, что затрудняет понимание, когда именно начала формироваться её печальная слава – с самого начала их правления или же позже. Римляне нередко приписывали женщинам корыстолюбие как врождённое качество, в отличие от мужчин, которые становились корыстными в процессе жизни. По римскому законодательству женщины рассматривались как лица, не имеющие полной дееспособности, что ограничивало их права, в том числе и право владения имуществом.

Возможно, что взгляды на Мессалину менялись со временем, однако в 47 году, спустя шесть лет после вступления Клавдия в должность императора, Тацит окрестил её "чудовищем". В его записях Мессалина предстаёт как ловкий манипулятор над своим супругом, используя его для борьбы с личными врагами – такими как Валерий Азиатикус и Поппея Сабина. Азиатикус, владелец заветных Садов Лукулла, стал жертвой клеветы Мессалины, которая распространила слухи о его связи с Поппеей (которая в свою очередь привлекла внимание Мессалины, заведя любовника, на которого та положила глаз). Клавдий приказал арестовать обоих и приговорил Азиатикуса к смерти. Поппея была заключена в тюрьму, где, согласно Тациту, совершила самоубийство под давлением агентов, посланных Мессалиной.

3085196_20240527_095902 (700x481, 776Kb)

С высоты птичьего полета можно увидеть сады Лукулла и дворец целиком. Повсюду нимфеи и павильоны позволяли посетителям расслабиться и получать удовольствие. Сегодня здесь находятся площадь Испании и церковь Тринита-деи-Монти.

Тацит отмечает, что Мессалина активно использовала судебную систему и государственные ресурсы для достижения своих эгоистичных целей. Она мстила оппонентам, отвергавшим её любовные предложения, или просто тем, кто не вызывал у неё симпатии. Императрица изгоняла родственников, расправлялась с соперницами. Она обманывала супруга, устрашала его знамениями, чтобы он подчинялся её воле. Таким образом, Мессалина превращала личные обиды в политические репрессии.

3085196_20240527_095914 (700x473, 690Kb)

Похоть Мессалины была популярным сюжетом для художников 19 века. На этой картине 1886 года испанский художник Хоакин Соролья изображает ее задрапированной перед гладиатором

Брак и измены

Судьба Мессалины была предрешена её собственными поступками. Древнеримские летописцы с наслаждением и юмором описывали её падение и последующую казнь. Тацит также упоминает о последних днях её жизни в своих трудах. Другие писатели также вели рассказы о Мессалине, включая поэта Ювенала, который в своих стихотворениях, созданных в конце I или начале II века, сурово осуждал её поступки. Через столетие историк Кассий Дион продолжил образ Мессалины как злодейки, окрестив её «самой развратной и ненасытной из женщин».

Сюжет разворачивается в 48 году нашей эры, когда Мессалина начинает интрижку с сенатором Гаем Силием. В различных источниках роль Силия варьируется: в текстах Ювенала и Диона он является жертвой её влияния, в то время как Тацит видит в нем активного соучастника. Мессалина одаривает его подарками, начиная от ценных вещей и заканчивая домами. Их связь длится до тех пор, пока не становится известна общественности. Силий расстается со своей супругой, а Мессалина, занимающая позицию императорской жены, оказывается в сложной ситуации.

3085196_20240527_095927 (309x461, 324Kb)

Некоторые историки полагают, что Мессалина и Гай Силий стремились свергнуть Клавдия и захватить власть в свои руки

Вскоре любовники совершают поступок, который и по сей день вызывает удивление и сомнения у историков. Они сыграли свадьбу, во время отсутствия Клавдия в Остии. Мессалина надевает яркую свадебную вуаль и открыто отправляется в дом Силия, где они обмениваются обетами. После этого следует торжество, в ходе которого, согласно Тациту, Мессалина распускает свои волосы.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно достоверности этих событий. Была ли это настоящая свадьба или всего лишь театральная постановка? Есть мнение, что это была попытка свержения Клавдия. Но окончательная правда останется неизвестной, так как ни один из участников событий не дожил до утра.

3085196_20240527_095938 (644x446, 612Kb)

Классические авторы утверждали, что Мессалина устраивала дикие оргии в императорском дворце на Палатинском холме, якобы приглашая туда своих любовников, когда ее муж, император Клавдий, был в отъезде. Здесь показан Палатинский холм, видимый с Римского форума.

Сведения о свадьбе быстро достигли Клавдия в Остии. Его советники отправили к нему его наложниц, чтобы они сообщили о том, что Мессалина публично отреклась от него и вышла замуж за другого. Согласно Тациту, император впадает в панику, опасаясь заговора против своей власти. Он тут же отдает приказ об аресте заговорщиков. Мессалину доставляют в Сады Лукулла, а Силий предстает перед императором в военном лагере. За государственную измену Силий и его сторонники были казнены...

Смерть императрицы

Клавдий колеблется, принимая решение о судьбе Мессалины. Они прожили в браке десять лет, она мать его детей и женщина, которую он любит. Остыв, он решает выслушать её на следующий день. Однако окружение императора опасается, что она сможет избежать справедливого наказания и действует самостоятельно. Они обманом приказывают центурионам и трибуну убить Мессалину, выдавая это за волю Клавдия.

3085196_20240527_095950 (700x531, 729Kb)

3085196_20240527_100001 (651x452, 735Kb)

КОНЕЦ МЕССАЛИНЫ На картине маслом Виктора Франсуа Элуа Биеннури 1850 года Мессалина сжимает в руке кинжал, но не может покончить с собой, а стражник готовится убить императрицу

Тацит повествует, что, оказавшись в ловушке в садах, Мессалина не сдается и пытается найти выход, но тщетно. Солдаты предоставляют ей шанс свести счеты с жизнью, но она не использует его. Тацит иронизирует над её неспособностью покончить с собой, и один из трибунов пронзает её мечом.

На весть о смерти супруги Клавдий, по словам Тацита, реагирует безразлично: «Он просит вина и продолжает участвовать в традиционном банкете. Даже в последующие дни он не показывает ни ненависти, ни радости, ни гнева, ни печали, ни каких-либо человеческих чувств». Римское государство проклинает память о Мессалине, удаляя её имя отовсюду и уничтожая картины и памятники. Но такие действия лишь усилили интерес к её персоне. Сексуальные увлечения и романтические приключения Мессалины стали основой многочисленных слухов и анекдотов, которые в историческом контексте перекрыли все её деяния и политические интриги.

Интересный факт

3085196_20240527_100013 (667x664, 831Kb)

Древние римляне, ведущие достойный образ жизни, могли быть посмертно превознесены до статуса божеств. В противовес этому, лица, совершившие злодеяния, могли быть подвергнуты damnatio memoriae – практике, направленной на полное стирание имени из исторических сводов. При таком решении властей имя осужденного исключалось из официальных и личных записей, его собственность изымалась, а изображения портились. Примером могут служить Калигула и Нерон – два императора, которых постигла эта участь. Римские дамы также могли столкнуться с таким осуждением; зачастую они наказывались наряду с супругами. Однако были исключения, например, Мессалина и Юлия Старшая, дочь Августа, столкнувшиеся с личным проклятием. Эта традиция сохранялась и в последующие времена. Так, в начале II века император Каракалла применил ее к своему убитому брату Гете. Изображения Геты, включая те, где он еще ребенок, подверглись уничтожению, а упоминание его имени было объявлено преступлением.

Слухи и пересуды

Слухи и пересуды начали распространяться давно. Плиний Старший, который в юности служил офицером в Германии во времена императора Клавдия, создал энциклопедический труд о природе, в котором осмысливал вопросы сексуальности у млекопитающих. Он отмечал, что только люди не имеют определённого времени для размножения и всегда ищут сексуальных удовольствий. В качестве примера он приводит историю об императрице Мессалине, которая вступила в состязание с проституткой, чтобы выяснить, кто из них способен провести ночь с большим числом мужчин. Мессалина одержала победу после двадцати пяти встреч.

3085196_20240527_100024 (652x525, 711Kb)

Императрицу Мессалину изображали в различных формах искусства, литературе и кино, часто подчеркивая ее скандальную репутацию

Через поколение этот рассказ приобрёл ещё более откровенные черты в пересказе Ювенала, известного своими мизантропическими взглядами, в его "Сатирах". Он описывал Мессалину как "императорскую блудницу" и рассказывал, что она каждую ночь притворялась блондинкой, цвет волос которой ассоциировался с варварами, и отправлялась в недорогой публичный дом, где пребывала до рассвета, уходя оттуда «изнурённой, но не удовлетворённой».

3085196_20240527_100040 (571x700, 668Kb)

Фантастически вуайеристское видение Федерико Фаруффини ‘Оргий Мессалины’ 1868 года

К 220 году нашей эры, когда Кассий Дион создавал свою "Римскую историю", легенда о Мессалине переместилась в стены императорского дворца. Там она, по его словам, собирала мужчин, предлагая им сексуальные услуги от себя и других аристократок, принуждая некоторых из них к проституции. Дион также повествует о судьбе танцора Мнестера, который стал объектом внимания Мессалины. После отказов Мессалина жалуется своему мужу, что Мнестер не подчиняется ей, и Клавдий, не подозревая обмана, велит танцору выполнять все желания своей жены. Эта ситуация напоминает сценарий из древнегреческой и римской комедии с обманутым мужем и неверной, распутной женой. История показывает, что падение Мессалины было настолько эпическим, что люди поверили бы любому рассказу о ней.

3085196_20240527_100053 (384x700, 503Kb)

Мессалина в работе французского художника Гюстава Мюро. 1874 г.

Такие рассказы подрывали репутацию Мессалины и обнажали механизмы римского женоненавистничества, актуальные и в наше время. В исторических источниках, таких как произведения Тацита, Светония и Диона, Мессалина предстаёт развратной, но в то же время хитрой, расчётливой и беспощадной. Она вплеталась в интриги с союзниками внутри своего дома и в сенате, строила планы, добивалась власти, мучила врагов с помощью судов и союзов, управляла сетью информаторов и шпионов, контролируя своего мужа и через это управляя империей. Эти деяния вызывают тревогу, но также вынуждают уважать Мессалину как личность.

3085196_20240527_100110 (644x434, 654Kb)

Мессалина погибла в садах Лукулла, которые располагались недалеко от вершины римской испанской лестницы 18 века и церкви Тринита-деи-Монти

Тем не менее, в народном воображении эти черты уступают место её распущенности. Писатели от Плиния и Ювенала до Бронте и Чака Паланика использовали образ Мессалины, чтобы подчеркнуть её развратность. Она предстаёт не как политический деятель, а как женщина, охваченная похотью, действующая в тени спальни. Сексуальные скандалы изгоняют её из публичной сферы мужской власти и политики и возвращают в домашнюю, частную сферу жены и матери. Её сложный образ упрощается, превращаясь в стереотипную злодейку, одержимую сексом.

Но настоящие скандалы Мессалины заключались в том, что она переступила границы поведения, предписанные её статусом императрицы, и слишком явно вмешивалась в жестокие политические баталии империи, достигнув пика в стремлении к власти, которое было странным, но открытым. Считать её только «Императорской блудницей» и «самой развратной женщиной Рима» было бы несправедливо. Мессалина представляет собой гораздо более сложную и интересную личность, чем просто её известная репутация.

3085196_20240527_100123 (700x397, 436Kb)

Кадр из итальянского фильма «Мессалина» 1960 года 

 источник

Рубрики:  любовь и страсть/только для взрослых
женская красота
интересно
MISTER_MIGELL
1 (682x528, 364Kb)
женская философия
женщина глазами мужчины
Метки:  
Понравилось: 15 пользователям

MISTER_MIGELL   обратиться по имени Вторник, 28 Мая 2024 г. 08:39 (ссылка)
бодрости!
Ответить С цитатой В цитатник
vit4109   обратиться по имени Вторник, 28 Мая 2024 г. 10:26 (ссылка)
Привет,Володя!
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л-1   обратиться по имени Вторник, 28 Мая 2024 г. 11:01 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Доремифа_СОЛЬка   обратиться по имени Вторник, 28 Мая 2024 г. 12:23 (ссылка)
MISTER_MIGELL,
Добрый день,Володя!Все из древности...Спасибо большое за интересные факты!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Ipola   обратиться по имени Вторник, 28 Мая 2024 г. 14:56 (ссылка)
Её ещё долго помнить будут!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Кахетинка   обратиться по имени Вторник, 28 Мая 2024 г. 15:10 (ссылка)
Вот и вошла в историю на века!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку