-Интересы

любопытный

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2009
Записей: 21024
Комментариев: 379880
Написано: 444835


Лазарева суббота

Суббота, 11 Апреля 2009 г. 13:25 + в цитатник
Цитата сообщения Leykoteya Лазарева суббота



Всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.
Ин. 11, 27
 (513x699, 121Kb)
О царь и бог мой! Слово силы
Во время оно ты сказал,
И сокрушён был плен могилы,
И Лазарь ожил и восстал.
Молю, да слово силы грянет,
Да скажешь «встань!» душе моей,
И мёртвая из гроба встанет
И выйдет в свет твоих лучей!
И оживёт, и величавый
Её хвалы раздастся глас
Тебе - сиянью отчей славы,
Тебе - умершему за нас!
Алексей Хомяков. 1852
Лазарева суббота – суббота перед Вербным воскресеньем, в этот день православная Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря.
Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания.
Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом. Однажды Лазарь заболел, и, когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал: "Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий".
Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Услышав о смерти Лазаря, «Иисус прослезился»,– говорится в Евангелии (Ин. 11, 35). Из Писания мы знаем о том, что Христос плакал трижды в земной жизни, сейчас это были слезы «о том, что Лазарь должен был умереть, потому что мир во зле лежит и всякий человек смертей из-за того, что грех владеет миром. Христос тут плакал о Своем друге Лазаре, и в более широком смысле - об этом ужасе: Бог дал всей твари вечную жизнь, а человек грехом ввел смерть, и вот светлый юноша Лазарь должен умереть, потому что когда-то грех вошел в мир»
Воскрешение Лазаря. Икона, ГРМ.

Христос с апостолами стоит слева, посредине обращенные к Нему сестры Лазаря, правее, за ними, группа иудеев. Справа Лазарь, выходящий из пещеры. Склонившийся отрок перед ним развязывает погребальные пелены. Греческий мастер (?), нач. 15 в.
 (359x450, 38Kb)

Мощи его были перенесены из Кипра в Царьград в IX веке, при Льве Мудром.
Во время Своей земной жизни Христос сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды. Сначала Он воскресил сына наинской вдовицы, которого уже несли хоронить. Второе чудо воскрешения было совершено Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира. И наконец, третье – чудо воскрешения из мертвых Лазаря четверодневного.
В тропаре (главном песнопении дня) есть слова: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря». Это означает, что воскрешение Лазаря было сотворено совершил ради уверения людей во всеобщем воскресении из мертвых .
В этот день на трапезе разрешается рыбная икра.

Воскрешение Лазаря. Центральная часть эпистиля, монастырь св. Екатерины (Синай)
В традиционном иконографическом изводе представлены образы Христа и Лазаря, дополненные фигурами двух апостолов, сестер Лазаря Марфы и Марии, иудеев у гробницы. Наиболее интересна трактовка гробницы, соединяющая черты саркофага и здания-базилики с неестественно высоким входом. Отверзтая гробница трактуется как вход в Царство Небесное, путь к спасению, открытый чудом Воскресения Лазаря. На эпистиле "Воскрешение Лазаря" занимает центральное положение, справа от Деисуса, составляя традиционную пару с "Преображением".
Византия, 12 в.

 (330x450, 27Kb)

Свт. Лука- Войно–Ясенецкий

"Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси, Лазаря Христе Боже..."
Общее воскресение... уверяя... Что это значит?
Это значит, что Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности общего воскресения всех людей в день Страшного Суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто воскресения мертвых быть не может, будто со смертью человека все кончается, и он погружается в вечную глубочайшую тьму.
Св. апостол Павел говорил весьма важные слова о воскресении Господа Иисуса Христа: "Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 15, 13-14).
Вера наша тщетна – вера во Христа, вера в Бога тщетна, если не верить в воскресение, всеобщее воскресение, и прежде всего воскресение Христово.
Скажите, разве не терзает сердца миллионов людей тяжкий вопрос: как. зачем, почему попускает Бог, чтобы грешные, нечестивые, угнетающие других, отнимающие имущество вдов и сирот, лжецы, лжесвидетели, доносчики, – чтобы они благоденствовали, как часто видим. Как допускает, чтобы люди благочестивые, люди тихие, люди добрые, люди бедные испытывали тяжкую нужду, подвергались гонениям сильных. Где, говорят, правда у Бога?

Благовещение, Воскрешение Лазаря, Преображение. Трехчастная икона (часть тетраптиха с изображением 12 Праздников), монастырь св. Екатерины (Синай) Цикл 12 Праздников (Додекаортон) возникает в иконных программах 11-12 вв., преимущественно на эпистилях и в полиптихах. Создавал концентрированный образ всей храмовой декорации, вызывал литургические ассоциации, связанные с представлениями о Евхаристическом таинстве как возобновлении истории спасения. Византия, 12 в.
 (345x450, 31Kb)

Где?!! В воскресении – в воскресении мертвых!
Скажите, в наши страшные дни, когда в несчастной стране корейской творятся чудовищные преступления, чудовищные злодеяния, от которых содрогаются сердца милосердных людей, как, как может быть, чтобы Господь попустил уничтожить этот героический народ? О, не может быть, никогда не может быть!
Если даже останутся разбойники-агрессоры безнаказанными теперь, в жизни этой, то ждет их воскресение – страшное воскресение на суд.
И предстанут они, с ног до головы облитые кровью детей и женщин, стариков и старух Кореи, предстанут эти разбойники, сжигавшие напалмом жилища мирного населения; эти окаянные, бросавшие бомбы с чумными и другими страшными бактериями.

Лазарь Четверодневный, Китийский, еп.

 (296x450, 50Kb)
Воскрешение Лазаря. Икона, ГРМ. Иконография типична для палеологовского времени. Изобилие персонажей (многочастные группы иудеев, несколько отроков, разбирающих гроб Лазаря и развязывающих его пелены), развитые пейзажные кулисы с элементами архитектуры. Два персонажа выделены сияющими золотом нимбами - Христос с вытянутой вперед десницей и оживающий Лазарь Четверодневный, с которого снимают погребальные пелены. За спиною Христа плотной группой стоят апостолы, у ног Спасителя сестры Лазаря Марфа и Мария, вокруг - жители Иерусалима, выходящие из города и окружающие Лазаря, свидетельствуют истинность происходящего. Византия, нач. 15 в.

 (321x450, 69Kb)

Предстанут, предстанут они, ибо воскресение будет, ибо Христос воскрес и этим утвердил веру в воскресение, ибо Христовым воскресением побеждена смерть, вечная духовная смерть. И как Он воскрес в третий день после тяжкой смерти Своей на кресте, так воскреснут и все, все люди.
Праведники воскреснут в воскресение живота, а грешные в воскресение суда. И будет Страшный Суд – будет суд!
Получат воздаяние все несчастные, все страдавшие, все гонимые, все преследуемые за Христа – получат воздаяние в радости райской.
Получат воздаяние и те окаянные, которые попирали закон Христов, которые сеяли везде сатанинскую ненависть. Восстанут и они и услышат из уст Спасителя нашего: «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41).

Воскрешение Лазаря. Деталь праздничного чина Софийского собора. Новгородский музей
Праздничный цикл на трёх иконных досках был написан в Новгороде византийским художником для Софийского храма. Иконография характерна для 14 в., с некоторыми архаическими чертами (арочный проем гробницы Лазаря). Византия-Древняя Русь. Ок. 1341 г.

 (500x643, 124Kb)

Джотто Капелла Дель Арена, Падуя.1304-1306.
Фреска. 200 * 185 см

 (700x504, 224Kb)
В основных чертах эта картина следует традициям византийской иконографии. Но Джотто концентрирует внимание на драматизме происходящего: с поражающей достоверностью передает он потрясенное восхищение и преклонение присутствующих, их удивление, возмущение и страх, с которыми они восприняли совершенное Иисусом чудо. Драматизм нагнетается вокруг фигур Христа и Лазаря, стоящих в разных концах картины. Один излучает божественную силу и мощь, другой - серая кукла из мира теней. Взгляды и движения стоящих между ними пожилого мужчины и юноши противоположны по направлению и по выражаемым чувствам. Юноша в бледно-зеленой одежде смотрит в лицо воскресшего, взглядом и всей своей фигурой выражая крайнее изумление; правая рука его, однако, протянута к Иисусу, как бы прослеживая направление исходящей от него животворной силы. Изображенный резко в профиль пожилой мужчина в желтом плаще, стоящий возле Лазаря (предположительно Иосиф из Аримафеи), непонимающе, почти вопросительно смотрит на Иисуса, но руки его направлены к Лазарю - он начинает развязывать погребальные пелены воскресшего. Справа ряд замыкают фигуры двух мужчин, стоящих за Лазарем, они закрывают лицо от смрада начавшего разлагаться тела. Перед ними двое юношей укладывают на землю каменную плиту, закрывавшую вход в пещеру-склеп. На переднем плане изображены простершиеся перед Христом Мария и Марфа, по содержанию их фигуры представляют предысторию чуда, а в композиционном плане делают более тесной связь между Христом и Лазарем. За Христом стоят апостолы, на первом плане изображены оцепеневшие при виде чуда фигуры Иоанна и Петра. Каждый персонаж на картине написан как герой драмы, а их ансамбль создает неизвестную ранее в изобразительном искусстве эмоциональную наполненность, драматическую напряженность, усиленную красками и формами.

Михаил Васильевич Нестеров .Эскиз росписи северной стены церкви Св. Александра Невского в Абастумани.... Государственный Русский музей
1900. Техника: Бумага, гуашь, акварель, белила, бронза. Размеры: 20.8x50.4 см

 (361x500, 98Kb)

Церковь Святого Лазаря – одна из важных святынь христианского мира. Святой Лазарь, воскрешенный из мертвых Христом на четвертый день после погребения, - покровитель Ларнаки. В субботу накануне Вербного воскресенья, за неделю до православной Пасхи, горожане празднуют Воскресение Лазаря. Начав усилиями Спасителя вторую жизнь, Лазарь отправился на Кипр и, рукоположенный в сан епископа Китиона (древнее название Ларнаки), прожил здесь еще 30 лет.
Церковь над могилой Лазаря возвели по указу византийского императора Льва VI Мудрого в IX в., отреставрирована она была в XVII в. Внутренне убранство церкви очень скромное (в связи с пожаром, уничтожившим её интерьер в 1970 году). В 1857 года к церкви была пристроена каменная колокольня, до этого колокола привязывались к деревянным столбам. Иконостас храма – великолепный образце барочной резьбы по дереву. Он покрыт позолотой и украшен 120 мастерски выполненными иконами.
Особую ценность представляют иконы «Воскресение Лазаря» и «Святой Лазарь в сане Епископа Китионскго». Внутри церкви, под главным алтарем, расположена могила Святого Лазаря, где покоятся его мощи.
При церкви действует Русский Православный центр и работает небольшой музей.
Церковь Святого Лазаря - это идеальное место, где можно укрыться от дневной жары и предаться созерцанию и размышлению.

 (700x464, 64Kb)

ПОЧЕМУ НЕ СМЕРТЕЛЬНОЙ ОКАЗАЛАСЬ БОЛЕЗНЬ ЛАЗАРЯ?
Не нужно быть врачом, чтобы знать, что многочисленные человеческие болезни делятся на две группы: излечимые и неизлечимые, что порой и простая простуда может оказаться смертельной болезнью. Так что же означает слова Спасителя, Который, зная, что Лазарь болеет и умрет, тем не менее говорил, что его болезнь не к смерти (Ин. 11,4)? Эти слова Его означают прежде всего то, что смерти нет для верующих во Христа: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек… (Ин. 11,25-26). «Болезнь не к смерти» - любая болезнь человека, верующего в Воскресение и Жизнь.
Болезнь к смерти - вера в смерть. Парадоксально, но в свою смерть, так же как и в безсмертие, можно только верить - ибо нет ничего более невидимого и, в буквальном смысле слова, менее очевидного для человека, чем его собственная смерть. Долгое время на земле люди были верующими в смерть. И Лазарь находился в их числе. Но ему первому было суждено увидеть и собственную смерть, и «славу Божию» - освобождение от смерти.
По преданию, после своего воскресения Лазарь прожил еще 30 лет и был епископом на Кипре. Кипрская Православная Церковь хранит такую благочестивую и назидательную историю о своем епископе. В юности Лазарь был любим многими людьми за добрый, легкий и веселый нрав. Его особенно любил и Христос. Евангелие повествует, что Иисус прослезился (Ин. 11,35) и, скорбя внутренне (Ин. 11,38), пришел ко гробу его. Природное остроумие сочеталось в Лазаре с отзывчивостью, незлобивостью, добродушием. Его часто приглашали в гости: он был общителен и приветлив - «душа компании», как сказал бы современный человек. И вот предание повествует, что после своего воскрешения Лазарь очень изменился. Как? Он уже никогда не улыбался. То, что он увидел в своей смерти, 30 лет не оставляло его ни на минуту - так же, как и вера в воскресение мертвых, первым свидетельством которого стал он сам.
Болезнь Лазаря не была смертельной: он достиг святости и обрел вечную жизнь. Пусть ничто не омрачит и нашу веру в нее. Будем веровать во Христа, и вера наша исцелит нас от смертельных болезней.

Икона 'Воскресение Лазаря - Троица - Сретение - Иоанн Богослов и Прохор'

 (409x550, 58Kb)

 (380x41, 2Kb)
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку