Дитя их любви – наслаждение: история Амура и Психеи |
Миф об Амуре и Психее появился еще в Древней Греции, но популярным стал во времена Древнего Рима. Все дело в том, что в римской цивилизации более свободно относились к любым видам наслаждения, и любовное не стало исключением. Сюжеты, в которых рассказывались истории о страстях богов и богинь снискали успеха у публики, особенно те, в которых боги влюблялись в земных женщин.
Медальон с изображением Апулея. V век
Древнеримский писатель Апулей создал популярнейший роман – «Метаморфозы» или «Золотой осел». Главный герой, Луций, увлечен колдовством и имеет слабость к женскому полу. Одна ведьма превратила его в осла, и в неприглядном виде животного молодой человек переходит от хозяина к хозяину и описывает жизнь разных семей. В произведение включены 20 вставных новелл, пересказывающие народные предания и мифы, и один из них миф об Амуре и Психее.
Психея была дочерью царя, и о ее красоте ходили легенды – часто поклонники сравнивали ее с самой Венерой. Конечно, богине, являющейся воплощением божественной красоты не могло понравится, что земную девушку могут поставить с ней в один ряд. Обозлившись, она отправила к царевне своего сына Амура для того, чтобы он связал ее любовью с самым ничтожным и жалким человеком на земле, чтобы девушка никогда не узнала счастья семейной жизни. Все пошло не по плану: юноша сам влюбился в Психею и стал отваживать от нее всех претендентов на руку и сердце.
Прошло время, две сестры Психеи уже вышли замуж, и царь-отец был страшно опечален ее одиночеством. Он прислушался к предсказаниям Оракула о том, что девушку ждет необыкновенная судьба и для того, чтобы суженый нашел ее, отправил красавицу одну на вершину утеса. Выполнив все указания, царевна в подвенечном платье ждала свою судьбу и не напрасно – ветер Зефир отнес ее в огромный замок, полный богатствами, которых превосходили даже состояние ее отца.
Пьер Поль Прюдон. Психея, уносимая зефирами. 1808 г.
Французский живописец Пьер Поль Прюдон обратился к сюжету о Психее в эпоху предромантизма, когда вновь появился интерес к изысканным литературным сюжетам античности. Он изображает момент мифа, который не так часто интересует художников – само похищение спящей девушки ветрами. Интересно, что обычно Зефира изображают как седовласого сильного мужчину, а в фантазии художника это несколько мальчишек, похожие на придворных пажей.
Психея наслаждалась счастьем любви в замке, но таинственный супруг навещал ее только по ночам, скрываясь в темноте от ее взгляда. По советам сестер, снедаемых завистью, девушка нарушила инкогнито Амура: пока он спал, она зажгла лампу и, пораженная совершенной красотой юноши, неосторожно капнула ему на плечо раскаленным маслом.
Джузеппе Креспи. Амур и Психея. 1707-1709 гг.
Редкий в живописи сюжет именно ослушания Психеи, увидевшей супруга в свете лампы, изобразил итальянский художник Джузеппе Креспи. Мастерски работая с освещением, художник усиливает драматическое напряжение с помощью светотени.
Сын Венеры, оскорбленный неуважением жены, покинул Психею. Красавица не теряла надежду вернуть свою любовь, и отправилась по свету искать мужа. В своих поисках она дошла до обиталища Венеры и, несмотря на козни богини любви и красоты, вернула супруга, который, залечив ожоги, и сам ее простил.
Антонис ван Дейк. Амур и Психея. 1638 г.
Голландский мастер Антонис ван Дейк уже в конце жизни обращается к мифу об Амуре и Психее, при чем интересует его именно финал их истории, счастливое воссоединение супругов. Из-за испытаний, которые устраивала девушке Венера, она уже заснула вечным сном, а Амур, увидя супругу, поцелуем вернул ее к жизни. Во время создания этой картины, живописец находился в Лондоне, и вероятно, некие тенденции английского искусства повлияли на трактовку сюжета. Дело в том, что искусство Англии в это время абсолютно репрезентативно и служит придворным интересам королевского двора. Излишняя откровенность в картинах не приветствовалась, поэтому свободно изображать чувственность и любовный пыл было практически запрещено. Можно предположить, что именно поэтому ван Дейк показывает нам момент за секунду до того, как они сольются в объятиях.
Страной, где художники были наиболее свободными в изображении любовный сцен, стала Франция. Блаженство Амура и Психеи, наслаждение друг другом красивых молодых супругов, стало главным моментом, который стремились запечатлеть художники. Особое внимание появилась к подобным сценам в эпоху романтизма, когда ценителям искусства были интересны не только произведения, обращающиеся к гражданскому пафосу и долгу придворных, но раскрывающие потаенные, интимные чувства.
Уильям Бугро. Амур и Психея. 1890-е гг.
Французский живописец Уильям Бугро очищает свою композицию от лишних деталей. Пейзаж в его картине условный, а большую часть пространства занимает бескрайнее небо, напоминая о переходящем в искусстве мотиве полета влюбленный. На первый взгляд кажется, что картина является примером салонной академической живописи, задача которой состоит только в услаждении взгляда зрителя. Но если обратить внимание на пластику героев, то можно увидеть, что живописец раскрывает идею о взаимоотношениях мужчины и женщины: фигура Амура напряжена, он поддерживает Психею, а на его мечтательном лице все равно угадывается сосредоточенность. Девушка же полностью расслаблена и погружена в любовное томление. Такая трактовка вполне логична, потому что, несмотря на появление идей о женской эмансипации,а обществе еще сохранялось мнение о том, что главное поле реализации женщины – сфера любви.
Антонио Канова. Амур и Психея. 1787-1793 г.
Самое известное произведение искусства, посвященное истории Амура и Психеи – скульптура Антонио Кановы. Венецианскому мастеру удалось создать эталонную композицию, я которой запечатлен поцелуй двух молодых людей, охваченных чувством. Мастер пластических решений, он создал скульптуру, которую можно рассматривать со всех сторон без потери выразительности образов.
Амур обратился к самом Юпитеру, чтобы тот даровал Психее вечную жизнь, и избавил влюбленных от разлуки. Девушка обрела бессмертие и непреходящую молодость, а в союзе с Амуром родилась богиня наслаждений Волупия. источник
Рубрики: | интересно MISTER_MIGELL любовь |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |