Что означают христианские символы в живописи, литературе и кино... |
Христианская культура сформировала современную нам европейскую, особенно — в области искусства. Даже сейчас, переходя на язык образов, европейские кино, живопись, литература обращаются к традиционным символам, для половины Европы — католическим и протестантским. Старинную же живопись бывает вовсе не понять, не зная этого культурного кода. Вот только несколько очень важных образов.
Легко представить, почему роза как цветок стала символом богини любви Венеры; гораздо труднее понять, при чём тут Христос. Одно из объяснений таково: роза сочетает шипы и благоуханный прекрасный цветок, как жизнь верующего сочетает страдания из-за отказа от греха и райское вознаграждение. Роза в руке Христа — символ учения, которое он принёс людям. Она обычно красная, поскольку он пролил свою кровь ради того, чтобы люди уверовали.
Белая же роза, как и белая лилия (кстати, в античности — так же цветок, связанный с чисто плотской любовью) — символ Святой Девы, матери Христа, и её непорочности на момент зачатия. Лилия также воспринималась как особенно нежный цветок, а Богоматерь, по поверьям, заступается перед Богом за души мелких грешников из сострадания своей нежной души.
Белая лилия может обозначать Богоматерь, а может указать, что персонаж так же безгрешен. Фрагмент картины Ботичелли.
Часть символов перешла в светское искусство с традиционной католической иконографии. В ней, например, пальмовой ветвью обозначали мучеников за веру, а черепами — отшельников; соответственно, в светской живописи пальмовая ветвь в руках девушки может означать, что она умерла за идею или (поскольку многие мученицы давали обет целибата) просто девственна, а череп может быть не только напоминанием о смерти, но и говорить об одиночестве человека, его уединённости.
К разным историям и качествам святых могут отсылать разные предметы. Вспомните в «Романсе о жандармерии» Лорки девушку, чьи отрезанные груди лежат на блюде — это отсылка к мученичеству святой Агаты; в дни её памяти исполняют обряды, которые должны защитить дом. В романсе, по контрасту с образом святой Агаты, дома цыган оказались беззащитны перед нападением погромщиков.
Копьё или конь, попирающий змея, могут отсылать к образу Георгия Победоносца, защитившего девственниц, которых приносили в жертву дракону; в широком смысле в искусстве его атрибуты отсылают к идее защиты мирных жителей от вооружённых иноверцев или невинных душ от дьявола-искусителя.
Если в фильме у персонажа за спиной окажется картина вроде этой, повод насторожиться, не хочет ли нам режиссёр что-то сказать о герое.
Многие образы в искусстве традиционно христианских стран отсылают не к иконографии, а к образам главной христианской книги — Библии. Именно поэтому надкушенное яблоко в кадре фантастического фильма «Доктор Стрэндж» в момент, когда он открывает магическую книгу с тайнами времени, несёт вполне чёткий посыл о том, как воспринимать происходящее. И действительно, вскоре ему сообщают, что он играет с запретным знанием.
Хлебный колос напоминает о притче Иисуса о зёрнах, брошенных в землю, и может нести несколько разных смыслов: от проросшей постепенно идеи до бессмертия человеческой души. Птицы, которые не сеют и не жнут в речи Христа, на картинах подчёркивают беззаботность персонажей. Лестница, ведущая наверх, так, что не видно, куда она опирается, может отсылать ко сну Иакова о лестнице в небо. Змея напоминает о грехопадении, даже если на картине она в виде украшения, а козочка Эсмеральды у Гюго вполне может подчёркивать, что она язычница: притчу про отделение козлищ от агнцев вспоминают, например, противопоставляя добрых христиан и всех прочих. Или же коза Эсмеральды может сообщить нам, что история девушки отделит плохих от хороших.
Женщина в послании апостола Петра сравнивается с хрупким сосудом, и кувшин на картине может говорить о девушке или женщине больше, чем её одежда или занятие. Например, перевёрнутый, пустой кувшин возле незамужней девушки означает, что её совратили; открытое жерло, направленное на зрителя, может означать соблазн; разбитый, с разлитой водой или молоком кувшин — изнасилование. Можно найти в живописи жанровые сценки, которые на самом деле когда-то считались поучительными — грустная или плачущая девушка над разлитым из кувшина молоком, которое лакает котёнок. Котёнок тут, хотя и безо всякой оглядки на христианство, тоже символ — будущего ребёнка.
Традиционно художники осторожны с тем, чтобы показывать девушку направляющей пустой кувшин горлом на зрителя. На этой картине молодая цыганка держит такой кувшин возле паха, подчёркивая его возможную символику, но прикрывает его рукой; она соблазнительна, но не доступна. Картина Франсиско Риберы Гомеса.
Больше всего символов как-либо обозначают присутствие Христа или взаимоотношения изображённого персонажа с ценностями христианства. Так, например, убитый белый голубь или ягнёнок на полотне или в кинокартине укажет на жестокого человека, которому чуждо заповеданное Христом милосердие.
Среди символов Иисуса — рыба (поскольку он ловит души человеческие, как рыбу ловит рыбак), разломленный хлеб и виноградная лоза (отсылка к причастию), лежащий нож (жертвоприношение), сердце с раной (готовность умереть за спасение других), обломок копья (которым его добили на кресте), терновый венец (который на уровне символов заменяют любым другим колючим венцом).
Со временем католическая культура приросла символами, не связанными с житиями святых или с текстом Библии. Так, например, гранат стал обозначать единство церкви, а также превратился в иносказательное изображение кровоточащего сердца. Если посмотреть на картину Сандро Ботичелли (впрочем, не светскую по сюжету) «Мадонна с гранатом», можно увидеть, что вскрытый гранат Богоматерь держит как раз напротив сердца маленького Христа.
На этой картине можно увидеть и лилии, и розы, и гранат.
Грецкий орех может оказаться душой, закованной в панцирь греха. Песочные часы (часы, наполненные «прахом») — конечность земной жизни и в то же время надежда на жизнь после смерти (ведь их переворачивают, чтобы они продолжили ход). Подсолнух — знак верности Богу, готовность всегда оставаться обращённым к нему лицом. Мужчина в красном, особенно хромой, может изображать дьявола, а женщина под яблоней или с яблоком в руке — искусительницу. Дьявола может обозначать и волк, поскольку он подстерегает «Христово стадо». Самое удивительное, что каждый из этих символов можно встретить и в современном искусстве, и тогда кинофильм или книга начинают играть новыми гранями.
Это не значит, что все значительные образы обязательно родом из христианства.
источник
Рубрики: | MISTER_MIGELL |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |