-Интересы

любопытный

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2009
Записей: 20920
Комментариев: 379010
Написано: 443816


«Девятый вал»: эффект погружения

Воскресенье, 01 Августа 2021 г. 13:29 + в цитатник

В XIX веке не было фильмов-катастроф — вместо них зрители, ужасаясь, смотрели морские пейзажи Айвазовского

На «Девятый вал» люди ходили толпами, как в наше время на разрекламированный блокбастер. По словам эксперта по русскому искусству Ивана Самарина и искусствоведа Джанни Каффьеро, «для современников Айвазовский был чем-то вроде Стивена Спилберга — поставщиком фантастических визуальных образов, выполненных с потрясающим мастерством и спецэффектами, мастером, способным запечатлеть на двухмерном холсте невероятные приключения, погружая зрителей в захватывающую атмосферу». А внушительные размеры полотна (более 7 кв.м) создавали эффект присутствия. Так что это было, можно сказать, «кино на большом экране».

«Девятый вал»: эффект погружения

Иван Айвазовский «Девятый вал», 1850 год

Картина «Девятый вал»
Холст, масло 221 х 332 см
1850 год
Ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

Причем свои шедевры Спилберг XIX века создавал, как правило, по воспоминаниям, а не с натуры. Искусствовед Елена Евстратова предполагает, что и картина «Девятый вал» была написана на основе собственных впечатлений живописца: в 1844 году корабль, на котором он плыл по Бискайскому заливу, попал в сокрушительный шторм. На берегу даже сочли, что судно не пережило бурю, и в газетах появилось объявление о трагической гибели талантливого молодого художника. «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной», — вспоминал впоследствии пейзажист.

Фото №2 - «Девятый вал»: эффект погружения

1. Вал. Айвазовскому эффектность нередко была важнее правдоподобия. Художник и искусствовед Александр Лозовой в книге «Ошибки великих мастеров. Закат реализма» упрекал мариниста в незнании того, что волны такой формы, с завернутым гребнем, образуются только у берега, а не в открытом море.

Фото №3 - «Девятый вал»: эффект погружения

2. Море. В качестве места действия выбрана наиболее опасная среда. Вероятно, поэтому пейзажи Айвазовского производили столь сильное впечатление на современников. Зрителям нравилось испытывать острые ощущения и в то же время восхищаться красотой пейзажа. И творчество первого последовательного мариниста в русской живописи было очень популярным, так в наши дни талантливо снятые фильмы об угрожающих человечеству стихийных бедствиях собирают полные залы.

Фото №4 - «Девятый вал»: эффект погружения

3. Рассвет. Момент наивысшей опасности (согласно поверью, девятая волна самая страшная) совпадает с восходом солнца, разгоняющего мрак. Оставляя героев в отчаянном положении, художник, словно опытный режиссер, дает им и зрителю увидеть проблеск надежды.

Фото №5 - «Девятый вал»: эффект погружения

4. Мачта. Во время сильного шторма, чтобы корабль не перевернулся, на нем рубили мачты.

5. Люди. Айвазовский — художник-романтик, а противостояние человека буйству стихии — любимый сюжет представителей романтизма. Как и создателей фильмов-катастроф.

Фото №6 - «Девятый вал»: эффект погружения

6. Одежда. Персонажи в восточных костюмах. Возможно, художник сделал героями картины моряков из экзотической страны ради того, чтобы слишком сильное ощущение сопричастности происходящему не мешало основной аудитории — жителям европейской части Российской империи — воспринимать красоту катастрофы.

Фото №7 - «Девятый вал»: эффект погружения

Фото

Petr Borel, Wikimedia Commons

Художник
Иван Айвазовский

1817 — родился 29 июля в Феодосии в купеческой семье. В книге рождений и крещений местной армянской церкви был записан как Ованес, сын Геворга Айвазяна.
1833–1837 — учился в Императорской академии художеств.
1840–1844 — получив от академии пенсион, путешествовал по Европе.
1844 — вернулся в Россию, был причислен к Главному морскому штабу.
1845 — стал академиком Императорской академии художеств.
1848 — обосновался в Феодосии, построив дом на берегу моря. Женился на Юлии Гревс, гувернантке.
1853 — избран действительным членом ИРГО.
1882 — расставшись с первой супругой, женился на вдове феодосийского коммерсанта Анне Саркисовой.
1900 — умер 2 мая от кровоизлияния в мозг. Похоронен в Феодосии. За всю жизнь написал около 6000 больших картин.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2017

Семен Мартынов 

источник

Рубрики:  искусство
интересно
живопись
MISTER_MIGELL
1 (682x528, 364Kb)
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 26 пользователям

MISTER_MIGELL   обратиться по имени Воскресенье, 01 Августа 2021 г. 13:31 (ссылка)
Бодрости!
Ответить С цитатой В цитатник
vit4109   обратиться по имени Воскресенье, 01 Августа 2021 г. 14:16 (ссылка)
Взаимно!
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л-1   обратиться по имени Воскресенье, 01 Августа 2021 г. 15:09 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Sofija_Dubrovina   обратиться по имени Воскресенье, 01 Августа 2021 г. 20:15 (ссылка)
СПАСИБО.
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Воскресенье, 01 Августа 2021 г. 21:39 (ссылка)
Благодарю!Великолепное произведение!
Ответить С цитатой В цитатник
Лена_Солнышко   обратиться по имени Воскресенье, 01 Августа 2021 г. 21:58 (ссылка)
Работы Айвазовского со школьных лет меня восхищали. Спасибо, Володя.
Ответить С цитатой В цитатник
Ipola   обратиться по имени Понедельник, 02 Августа 2021 г. 19:05 (ссылка)
Мастер писал!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку