-Интересы

любопытный

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2009
Записей: 20923
Комментариев: 379033
Написано: 443842


Зависает ноутбук: что делать? Диагностика и устранение причин зависания

Суббота, 17 Октября 2020 г. 11:35 + в цитатник

Зависает ноутбук: что делать?

Эта заметка будет для тех, кто хочет самостоятельно найти и устранить причину зависания ноутбука. Сразу отмечу, не всегда это легко и быстро: в целом, причин много, и не все из них явные...

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание: зависания могут быть вызваны как программными ошибками (что обычно можно устранить бесплатно), так и ввиду неисправности железок, на что могут потребоваться доп. расходы (например, если начал "сыпаться" жесткий диск — тут поможет только его замена на новый...).

И так, теперь непосредственно по теме...

Что делать, если зависает ноутбук

В процессе работы Windows

Эту статью (на мой скромный взгляд) логично разделить на две части (по времени зависания):

  • первый тип: если зависания происходят уже после загрузки Windows, во время ее работы (например, во время игр, копирования файлов и пр.);
  • второй тип: на этапе загрузки Windows, т.е. вы даже не можете добраться до рабочего стола, чтобы запустить что-то из ПО.

ШАГ 1: что показывает диспетчер задач

И так, если зависание не "мертвое" (когда кроме кнопки Reset уже ничего не работает) — попробуйте запустить диспетчер задач (сочетание кнопок: Ctrl+Alt+Del) и посмотреть, нет ли в нем не отвечающих приложений.

Если есть такие приложения, как на моем скриншоте ниже (блокнот не отвечает) — просто нажмите по нему правой кнопкой мышки и в появившемся меню выберите "Снять задачу".

 

Ctrl+Alt+Del — вызов диспетчера задач

Ctrl+Alt+Del — вызов диспетчера задач

Кстати, закрыть также рекомендуется те приложения, от которых идет не обосновано высокая нагрузка на ЦП и жесткий диск (под 90%+).

Отмечу, что очень часто высокую нагрузку создают: торренты, редакторы видео, игры, браузеры (при открытии десятка-другого вкладок). После перезапуска приложений, часто нагрузка от них падает и компьютер перестает зависать и тормозить.

ШАГ 2: диагностика состояния диска

Далее рекомендую с помощью спец. утилит проверить состояние диска (HDD/SSD) и посмотреть показания SMART* (очень часто "мертвые" зависания случаются, когда диск начинает сыпаться). Сделать это можно с помощью утилит: Hard Disk Sentinel, HDDlife, СrystalDiskInfo и пр.

SMART — спец. технология само-диагностики диска (призвана предотвратить внезапный выход из строя диска, и вовремя известить о наличие проблем пользователя).

Вообще, в этом плане мне больше всего нравится утилита HDDLife (она автоматически анализирует все показания SMART и делает на основе них вывод по состоянию "здоровья" диска и дает примерный прогноз по тому, сколько он прослужит). См. скриншот ниже.

 

Слева — с диском все в порядке, справа — надежность и производительность под вопросом

Слева — с диском все в порядке, справа — надежность и производительность под вопросом

Разумеется, если утилиты для тестирования диска показывают, что с ним есть проблемы — для диагностики рекомендуется заменить его на другой накопитель и проверить работу ноутбука с ним. Если зависания прекратятся — необходимо приобрести новый диск... 

ШАГ 3: диагностика планок ОЗУ

Как правило, если есть проблема с планками ОЗУ зависания случаются внезапно на любом этапе работы ОС Windows, программ. Причем, в ряде случаев, имеют место быть критические ошибки, появление синего экрана и пр.

В любом случае, когда причина проблемы не явная — проверить плашки ОЗУ это одно из первых действий. Важный момент: если у вас их несколько — стоит разобрать ноутбук и оставить только одну из них (т.е. проводить тест конкретной плашки — если с ней все ОК, установить другую плашку, и запустить тест заново).

Как провести тест планки ОЗУ

В Windows уже есть средство для проверки памяти (и в общем-то, оно достаточно не плохое). Чтобы его запустить: нажмите сочетание Win+R, и в окно "Выполнить" введите команду mdsched, нажмите Enter.

 

mdsched — команда для проверки ОЗУ (Win+R)

mdsched — команда для проверки ОЗУ (Win+R)

Далее выберите вариант проверки (например, провести ее при следующем включении ПК) и перезагрузите устройство.

 

Средство проверки памяти Windows

Средство проверки памяти Windows

Проверка проходит достаточно быстро, если с планкой все ОК — то увидите сообщение, что неполадки не найдены (не обнаружены).

 

Средство диагностики памяти Windows

Средство диагностики памяти Windows

Если ошибки будут найдены:

  1. попробуйте достать планку из слота и почистить ее контакты с помощью резинки и кисточки (см. фото ниже);

 

Чистка контактов памяти резинкой и кисточкой

Чистка контактов памяти резинкой и кисточкой

  1. если у вас несколько слотов в ноутбуке — установите плашку в другой слот;
  2. после попробуйте провести тест памяти еще раз: если ошибка подтвердится — эту плашку использовать далее не следует, именно из-за нее (вероятно) и происходят зависания...

ШАГ 4: проверка температуры (в т.ч. под нагрузкой)

Очень часто причиной зависания и тормозов в ноутбуках является высокая температура ЦП (процессора). Почему?

Дело в том, что так работает спец. "защита" (двух-уровневая) — при достижении определенного порога температуры (у каждого ЦП свои данные) — ЦП начинает сбрасывать частоты работы и его производительность падает (с целью снижения температуры).

Если температура продолжает расти и достигает критического значения — ноутбук просто перезагружается или выключается... Именно поэтому современные процессоры сгорают достаточно редко.

Узнать температуру ЦП и др. компонентов ноутбука можно с помощью спец. утилит. Мне импонирует больше AIDA 64 (см. скриншот ниже).

 

Aida 64 - датчики

Aida 64 - датчики

Что касается диапазона температур и что считать перегревом

Здесь многое, конечно, зависит от модели ЦП. Например, сейчас наиболее популярны процессор i3, i5, i7 (8, 9-го поколений) — нормальным рабочим диапазоном для них считается 30÷65°C. Если температура уходит за 70°C — стоит присмотреться более внимательно к системе охлаждения (ее запыленности), термопасте и пр.

Вообще, в целях снижения температуры, порекомендовал бы следующее:

  1. почистить ноутбук от пыли;
  2. провести Undervolting и отключить Turbo Boost (это очень неплохо может снизить температуру, вплоть до 20°C. Т.к. этот совет может несколько снизить производительность — его следует применять, когда остальное не помогло);
  3. купить охлаждающую подставку;
  4. использовать устройство только на чистой, ровной, сухой поверхности (прим.: при использовании ноутбука на коленях — часто перекрываются вентиляционные отверстия).

ШАГ 5: проверка и обновление драйверов

Если ноутбук зависает сразу же после запуска игр, каких-то редакторов — очень вероятно, что у вас не обновлен драйвер на видеокарту (например). Вообще, в целом, отсутствие драйверов (или использование тех, что "подобрала" Windows) нередко приводит к нестабильной работе системы.

Кстати, чтобы посмотреть нет ли у вас устройств, для которых не установлен драйвера — можете воспользоваться диспетчером устройств.

Примечание: для тех устройств, рядом с которыми будут гореть восклицательные желтые знаки (см. скриншот ниже) — драйвера не установлены!

 

Диспетчер устройств - проверьте, что установлен драйвер

Диспетчер устройств - проверьте, что установлен драйвер

Чтобы обновить драйвера: рекомендую точно определить модель своего ноутбука, а затем на сайте его производителя загрузить родные драйвера (именно под свою ОС Windows).

 

Драйверы - скриншот с сайта HP

Драйверы - скриншот с сайта HP

Впрочем, есть и более простой вариант — воспользоваться специализированной утилитой Driver Booster. Она, кстати, не только находит и обновляет в авто-режиме драйвера, по и проверяет недостающие компоненты: Visual C++, NET FrameWork, DirectX и т.д.

 

Driver Booster - найдено 9 устаревших драйверов, и 4 игровых компонента

Driver Booster - найдено 9 устаревших драйверов, и 4 игровых компонента

ШАГ 6: автозагрузка Windows, оптимизация и чистка системы

Последняя версия Windows 10 очень сильно нагружает жесткий диск (особенно в момент загрузки), и многие пользователи сталкиваются с тормозами и даже зависаниями сразу после появления рабочего стола (после загрузки ОС). Это может продолжаться примерно 2-3 минуты, после — система, как правило, начинает работать относительно стабильно.

Вообще, подобные симптомы могут наблюдаться и при большом количестве программ в автозагрузке Windows, "замусоренности" системы временными файлами и пр.

И так, для начала рекомендую посмотреть: что там в автозагрузке своими глазами. Для этого воспользуйтесь диспетчером задач (Ctrl+Alt+Del), либо утилитой AIDA 64.

 

Диспетчер задач - автозагрузка

Диспетчер задач - автозагрузка

Рекомендация: все незнакомые программы рекомендуется отключить! (Кстати, в целях диагностики можно отключить всё, что есть в автозагрузке — Windows все равно будет загружена).

 

AIDA64 - программы, автозагрузка

AIDA 64 - программы, автозагрузка

Что касается очистки Windows от мусора и исправление ошибок — рекомендую воспользоваться утилитой System Care. Чем она примечательна: всё, что потребуется от вас — нажать одну кнопку "ПУСК"...

 

Очистить и оптимизировать System Care

Очистить и оптимизировать System Care

Далее утилита в авто-режиме найдет ошибки в реестре, мусорные и временные файлы, пустые каталоги и битые ярлыки (и т.д.) — вам останется только подтвердить исправление...

 

Найденные проблемы после сканирования в System Care

Найденные проблемы после сканирования в System Care

На этапе загрузки Windows

ШАГ 1: попытка загрузки системы в безопасном режиме

Если ОС Windows не загружается в обычном режиме — попробуйте воспользоваться безопасным режимом (его можно запустить даже в том случае, если ОС не загружается).

Обычно, окно с предложением загрузки в безопасном режиме появляется автоматически после 1-2 раз неудачных попыток загрузить систему (пример на скрине ниже).

 

Безопасный режим

Безопасный режим

Если загрузиться в безопасном режиме получилось и ноутбук перестал зависать: удалите все накануне установленные приложения, отключите всё лишнее из автозагрузки. Возможно, есть смысл переустановить систему...

ШАГ 2: проверка диска, ОЗУ

Если предыдущие рекомендации не помогли, обычно, дальше отключают от ноутбука всё лишнее (мышки, джойстики, наушники, накопители (в т.ч. и жесткий диск с Windows), оставляют 1 планку ОЗУ) и начинают тестировать...

Для начала:

  • необходимо проверить планки ОЗУ. Это можно сделать либо с помощью другого ноутбука, либо с помощью спец. утилиты (она работает без загрузки ОС);
  • проверить состояние диска (лучше на другом ПК);
  • сбросить настройки BIOS (после отключения всего, что можно), и попробовать загрузить оптимальные.

Далее обычно переходят к тестированию мат. платы, проверке входных выходных токов, состоянию видеокарты, ЦП и пр. Но эти вопросы уже достаточно сложные, и разбирать их в рамке этой заметке нет смысла...

источник

Рубрики:  компьютер
интернет
MISTER_MIGELL
1 (682x528, 364Kb)
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 22 пользователям

MISTER_MIGELL   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2020 г. 11:36 (ссылка)
Удачи!Приятных выходных,друзья!
Ответить С цитатой В цитатник
Mishail_valdai   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2020 г. 12:26 (ссылка)
Удачных выходных !!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Октября 2020 г. 18:55ссылка
Взаимно,Миша!
vit4109   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2020 г. 14:17 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Akmaya   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2020 г. 14:59 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Октября 2020 г. 18:55ссылка
Приятного вечера!
Кахетинка   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2020 г. 15:59 (ссылка)
Благодарю, Володя!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Октября 2020 г. 18:56ссылка
Спасибо большое,Нина!
Ipola   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2020 г. 19:24 (ссылка)
Хуже, когда мозги зависают!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
OKSOMORON   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2020 г. 20:37 (ссылка)
Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
belorusochka-ja   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2020 г. 20:46 (ссылка)
Благодарю, Володя!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку